Двигатель ГАЗ-560 "Штайер"

От автора

Характеристики

Немножко истории

ГАЗ 3110-600

Электронная система управления двигателем «Steyr»

Газель с "родным" дизелем

Перечень неисправностей двигателя ГАЗ-560 и методы их устранения

Перечень кодов неисправностей, фиксируемых контроллером VDO (дизель STEYR)

Калибровка начального положения топливной рейки

Диагностика и ремонт дизельного двигателя ГАЗ-560 Штайер (STEYR)

- - - - - - - - - - - - - - - - - Форум

- - - - - - - - - - - - - - - - - Двигатель Газ-560

Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм

Газораспределительный механизм

Система смазки

Газель с "родным" дизелем

На дорогах полигона

Увы, испытания пришлось проводить без измерительных приборов — лишь с одним секундомером. К тому же, обычно в наших тестах участвуют автомобили с максимально возможной загрузкой, а в данном случае нам достались Газели, загруженные лишь наполовину. Зато Газель-Steyr было с чем сравнивать: "точкой отсчета" послужила обычная бензиновая Газель с мотором ЗМЗ-402.

Начнем с того, что дизельная версия вполне сопоставима с бензиновой как по уровню шума, так и по вибрациям: тихий, спокойный автомобиль.

А теперь — упражнение "разгон с места". Под снегом — корка льда, машины буксуют... При старте на скользкой дороге дизель требует большей аккуратности в управлении педалью газа, что, впрочем, не является недостатком, но несколько удлиняет процесс адаптации водителя. (Это, скорее всего, связано с особенностями протекания характеристики крутящего момента — да и сам момент у дизеля выше.)

Удачно подобранный турбокомпрессор вступает в работу практически сразу, без характерного "подхвата". Если разгоняться, раскручивая мотор до максимальных оборотов, дизель сразу берет верх: время его "раскрутки" меньше, а ускорение больше.

В итоге к концу километрового участка дизель уже позволял выйти на высшую, пятую предачу; а бензиновая машина продолжала разгоняться на четвертой. Соответственно, средняя скорость прохождения километрового участка при разгоне с места — 65,8 км/ч у дизеля против 61,3 км/ч у "бензинки". Ощутимая разница!

Улучшилась и эластичность: чем дольше машина может двигаться на высших передачах без переключения, тем меньше устает водитель; да и расход топлива уменьшается.

"Ну как?" — спросили газовцы, когда мы закончили заезды.

"Получился совсем другой автомобиль. Класс!"

Вердикт

Сначала — плюсы. Дизель, естественно, экономичнее. С точки зрения тягово-динамических свойств — превосходство налицо. После дизельного варианта бензиновый кажется "тупым" и ленивым... К тому же дизельная Газель в заводском исполнении нам понравилась больше "альтернативных" вариантов, с которыми мы знакомились раньше.

Есть, правда, и несколько ложек дегтя. Не слишком ли сложным получился мотор для массового развозного грузовичка? Это понимает и сам завод, а потому не хочет начинать продажу, не наладив сервис.

"Альтернативные" дизели

Как только Газель появилась на рынке, различные небольшие фирмы начали устанавливать на нее по заказу зарубежные дизели. Наиболее известен в этой области нижегородский Техносервис: еще два года назад он устанавливал турбодизель Peugeot-Citroen мощностью 102 л. с. (см. АР № 2, 1996). Затем Техносервис начал предлагать другие агрегаты: 104-сильный турбодизель IVECO и атмосферный двигатель Toyota мощностью 91 л. с. Последний проект Техносервиса (совместно с московской фирмой Лирус) — установка 80-сильного атмосферного агрегата Hyundai (см. АР № 22,1997). Есть Газели с 79-сильным дизелем Mercedes; его устанавливают столичные фирмы Структура и Грань.

Для дальних дорог Mercedes вряд ли подойдет: максимальная скорость машин с таким мотором, по словам разработчиков, не превышает 80 км/ч. Правда, индийский Tata-Mercedes (его тоже устанавливает Грань) еще слабее: всего 71 л. с. Конечно, все эти дизели экономичнее бензиновых моторов. Но стоят такие автомобили, как правило, "две цены" — а потому и спрос на них невелик: количество установленных "альтернативных" дизелей исчисляется десятками. Существовал даже проект установки на Газель трехцилиндрового(!) дизеля Владимирского тракторного завода. Московская фирма Астра-Инвест в качестве эксперимента оборудовала 72-сильным мотором воздушного охлаждения две машины, но дальше испытаний дело не пошло...

Прощай, дизельный "Газон"?

Вместо дизелей для больших грузовиков ГАЗ будет собирать легковые автомобили FIAT! Вот некоторые подробности.

Полтора года назад ГАЗ перестал оснащать большие грузовики бензиновым двигателем: испытанную временем, но прожорливую и устаревшую "бензинку" ЗМЗ было решено полностью заменить собствеными дизелями воздушного охлаждения. Однако нынешняя ситуация оказалась полностью противоположной. ГАЗ прекращает производство дизелей и возвращается к выпуску бензиновых Газонов. Что же произошло? "Рыночная экономика", — разводят руками газовцы. Огромный завод дизельных двигателей не окупал себя: на 1998 год ГАЗ получил заказы всего на 4 тысячи Газонов. По данным Авторевю, завод моторов прекращает существование, оборудование демонтируется, а на освободившихся площадях разместится сборочное производство СП ГАЗ-FIAT. В перспективе ГАЗ, возможно, будет оснащать большие грузовики дизелями ММЗ из Минска и более дорогими лицензионными агрегатами Steyr. Возьмется ли за производство газовских дизелей какой-либо другой завод, пока неизвестно. Как нижегородцы будут решать вопросы с запасными частями к уже выпущенным моторам — тоже неясно...

Технические характеристики двигателей (данные производителя)

Модель

ГАЗ-560 (Steyr M14)

ЗМЗ-4026.10

Тип

дизель с турбонаддувом

бензиновый, карбюраторный

Число и расположение цилиндров

4, в ряд

4, в ряд

Рабочий объем, куб. см

2134

2445

Диаметр цилиндров/ход поршня, мм

85/94

92/92

Степень сжатия

20,5

8,2

Мощность, кВт/л. с./об/мин

70(95)/4200 или /3800

74(100)/4500

Крутящий момент, Нм/об/мин

200/2300

182/2500

Примечание: двигатель ГАЗ-560 (Steyr M14) отвечает экологическим нормам Euro 2. Гарантия на двигатель — 1 год или 30000 км пробега. Периодичность смены масла — 10000 км.

Результаты сравнительных испытаний (данные производителя)

Двигатель

ГАЗ-560 (Steyr M14)

ЗМЗ-4026.10

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Средний эксплуатационный расход топлива, л/100 км

11,9

18,9

Расход топлива при установившемся движении, л/100 км

при 40 км/ч

5,6

8,7

при 50 км/ч

6,7

9,2

при 60 км/ч

7,4

9,9

при 70 км/ч

8,4

10,9

при 80 км/ч

9,5

12,6

при 90 км/ч

11,2

14,3

при 100 км/ч

12,9

16,3

ТЕМПЕРАМЕНТ

Максимальная скорость, км/ч

120

115

Время разгона, с
на участке 400 м
1000 м

24,8
46,2
26,9
49,7

Источник: Ф. ЛАПШИН Г. БОРИСОВ
Сайт создан в системе uCoz