Диагностика и ремонт дизельного двигателя ГАЗ-560 Штайер (STEYR)
До сих пор в России к легковому
дизелю ГАЗ-560 Штайер (STEYR) относятся с недоверием. Причин
несколько. Здесь и нестабильное качество топлива, особенно в сельской
глубинке, неготовность отечественного сервиса к обслуживанию и
ремонту сложной дизельной аппаратуры, высокая цена запчастей и будто
бы органически свойственные дизелю шумы и вибрации.
Из-за рубежа дизельных легковушек везут мало, а с производством
собственных просто беда. Поэтому Горьковский автозавод, изготовивший по
лицензии австрийской фирмы "STEYR" около 8000 дизелей, оказался
своего рода национальным рекордсменом. Двигатель ГАЗ-560 Штайер
удачно прописался под капотом нижегородских автомобилей. Расход солярки у
"Волги" около 8 л, а "Газели" - примерно 12 л/100 км. Шумы и вибрации
выдают дизель только на холостом ходу, а уже при скорости за 50 км/ч
определить из салона тип двигателя смогут немногие.
Одна из особенностей дизеля ГАЗ 560 Штайер - его не прогреешь на
малых нагрузках и холостом ходу. Зимой на стоянке в двадцатиградусный
мороз он выше 40-50°С не набирает, оттого в автомобиле прохладно. Однако в
движении отопление салона не хуже, чем с бензиновым двигателем. Если
дизель ГАЗ-560 после стоянки на морозе запустился нормально, то
из-за замерзшего топлива уже не остановится: каналы для подвода и отвода
топлива от насос-форсунок проходят в моноблоке рядом с рубашкой
охлаждения. Спустя какое-то время "обратка" с расходом до 100 л/ч
нагревает бак до плюсовой температуры. Если аккумулятор и свечи
накаливания исправны, топливо в баке зимнее, то при масле 5W40 пуск до
минус 30°С не проблема. Еще морознее? Придется дополнительно утеплить
моторный отсек, чтобы не замерз маслоотделитель вентиляции картера. Иначе
масло выдавит через манжеты, щуп, маслозаливную горловину и
турбокомпрессор.
Потратившись на покупку дизеля-Штайер, грех экономить на
качестве топлива и масла. На сомнительных заправках вместо солярки могут
продать и котельно-печное топливо - на первый взгляд его не отличишь. Что
тогда говорить о цетановом числе, температуре вспышки, осмоляемости и
других важных характеристиках! Задержка воспламенения и позднее сгорание
ведут к местным перегревам и растрескиванию камеры сгорания в поршне.
Между тем цетановое число важно для дизеля не меньше, чем октановое для
бензинового двигателя. Если не больше! Ведь низкооктановый бензин выдает
себя сразу - детонационными стуками, а о низком качестве солярки порой
узнают с опозданием. Смола, оседая на мельчайшей сетке, предохраняющей от
грязи прецизионные плунжерные пары насос-форсунок двигателя STEYR,
создает дополнительное сопротивление для наполнения их топливом. Из-за
этого уменьшается давление на выходе из форсунки, ухудшается распыл
топлива, изнашивается плунжерная пара.
Первый признак такого износа
(фото1) - затрудненный пуск горячего двигателя. По-хорошему, форсунки
тогда нужно менять. Однако стоят они дорого, около 7500 руб. Да и операция
эта посложнее, чем замена свечей. Поэтому, если холодный двигатель
пускается хорошо и нет серьезных замечаний к его мощности и экономичности,
жизнь форсункам можно продлить еще на 20-30 тыс. км. Для этого просто
"обманем" программу управления. Пуск холодного и горячего двигателя
происходит по разным алгоритмам, "зашитым" в память блока управления.
Холодный пускают, увеличив в 3-4 раза цикловую подачу топлива. Чтобы
пустить горячий с изношенными форсунками, можно воспользоваться
"холодными" настройками.

Для этого снимаем клеммы с датчиков
температуры охлаждающей жидкости (фото2) и температуры воздуха(фото3).
Теперь блок рассчитывает цикловые подачи как для 20-градусного мороза.
Если мотор при этом запускается нормально, можно сделать такой обман
постоянным, выведя провода от датчиков на тумблер. Но ничто не вечно: в
двигателе с изношенными форсунками расход топлива в конце концов начнет
расти, упадет мощность и замена на новые станет неизбежной.
При работе дизельного двигателя
ГАЗ-560 Штайер через насос-форсунку постоянно прогоняется топливо
под давлением около 1,5 бар, не только хорошо заполняющее надплунжерное
пространство, но и охлаждающее форсунку. За это отвечает подкачивающий
насос - он рядом с баком (фото4). При отказе этого насоса дизель
продолжает кое-как работать, топливо к форсунке поступает за счет
разрежения, создаваемого при ходе плунжера вверх (всасывание). Но для
нормальной работы двигателя ГАЗ-560 Штайер этого недостаточно.
Нехватка топлива вызывает износ плунжерной пары. Проехав в таком режиме
100-150 км, готовьтесь к замене всех насос-форсунок.
Двигатель ГАЗ-560 оснащен
турбокомпрессором (фото5), очень требовательным к качеству моторного
масла, - его рабочее колесо делает более 100 000 об/мин. При этом масло
нагревается выше 150°С. Низкокачественное быстро теряет свои свойства, что
приводит к преждевременному износу не только турбокомпрессора, но и
двигателя STEYR.
Стоит помнить несколько правил, способствующих долголетию мотора. На
холодном нельзя резко разгоняться, так как густое масло плохо поступает к
подшипникам турбокомпрессора. Остановив же мотор сразу после работы с
полной нагрузкой, мы прекращаем подачу масла к подшипникам
турбокомпрессора ГАЗ-560, еще не успевшего остановиться. Несколько
таких остановок - и он потребует замены. Очень важно следить за
герметичностью маслопровода турбины. Даже небольшая утечка масла здесь
недопустима, как и кратковременная работа без смазки.

В турбине ГАЗ-560 есть
клапан, поддерживающий максимальное наполнение цилиндров во всем диапазоне
оборотов. Если клапан откроется рано - упадет крутящий момент "на низах",
при позднем открытии - на номинальном режиме. Поэтому, если разгон
автомобиля покажется слишком вялым, проверьте давление наддува. Поможет в
этом диагностический прибор, например АСКАН-8 (фото6). На максимальных
оборотах холостого хода давление должно быть не менее 1,75-1,8 бар, а при
полной нагрузке - 2 бар. Регулируют его, изменяя длину тяги клапана.
Укорачивая ее (увеличивая преднатяг пружины), поднимаем давление наддува.
Из-за просадки пружины за время эксплуатации давление наддува может
понизиться, поэтому при диагностике через 40-60 тыс. км его стоит
проверить. Некоторые двигатели ГАЗ-560 оснащены охладителем
наддувочного воздуха (фото7). С ним мощность увеличивается на 15 л. с., но
еще ценнее рост крутящего момента с 200 до 250 Н.м при понижении
соответствующих оборотов с 2300 до 1800-2000 об/мин. При самостоятельной
установке охладителя блок управления нужно перепрограммировать или
поменять его на ГАЗ-5601.

При падении напряжения в бортовой
сети до 10 В управляющая электроника начнет давать сбои, а при 7 В мотор и
вовсе заглохнет. Так же проявляется и поломка датчика частоты вращения
коленчатого вала. Расположен он сзади справа на корпусе распредвала (фото
8). Чтобы проверить датчик, его снимают с двигателя и подключают к тестеру
для измерения малых напряжений. Остается провести возле магнита датчика
массивным стальным предметом: если датчик исправен, стрелка тестера
отклонится. Когда двигатель неожиданно глохнет, а после выключения и
включения "зажигания" снова работает, причина, скорее всего, в датчике
положения рейки. Закреплен он на электромагните, установленном слева на
корпусе распределительного вала (фото 9). Его номинальное сопротивление -
1,12±0,04 Ом.

При выходе из строя "газ-педали"
(фото10) автомобиль не должен ехать, но... если очень надо - может.
Двигатель будет работать на холостом ходу, но поддерживает эти обороты и
при нагружении. Трогаться следует очень плавно. По ровной дороге можно
добраться даже до пятой передачи. Поломка датчиков температур охлаждающей
жидкости и воздуха не смертельны для двигателя, хотя он и выйдет из
оптимального режима. Поэтому стоит проверить их сопротивление согласно
данным табл. 1 и 2. Отказ датчика давления наддува, расположенного на
щитке передка, заметен сразу (фото11)- двигатель Штайер теряет
половину мощности.
Чтобы узнать, какой датчик или
исполнительное устройство барахлят, подключите к колодке (фото12)
диагностический прибор. Если его нет, ошибку можно "вычислить", перемкнув
в колодке выводы 1 и 2. (Номера контактов - с обратной стороны колодки, а
коды неисправностей есть в руководстве по обслуживанию двигателя.)
Несмотря на то что дизели ГАЗ-560 Штайер (STEYR) выпускают не
так давно, некоторые моторы пробежали по 600 тыс. км. И это не предел.
Главное в их долголетии - своевременное техническое обслуживание и
регламентные работы.
По материалам журнала "За
рулем"